Учреждение образования «Слуцкий государственный индустриальный колледж»
Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования» » Слуцкий государственный индустриальный колледж
Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра образования Республики Беларусь _________Р.С.Сидоренко « 26 » августа 2015 г.
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования»
I. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Современное понимание профориентационной работы заключается в нацеленности на формирование у учащихся качеств личности, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными, что позволяет реализовать себя в профессиональном и социальном плане. Целесообразно в профориентационные мероприятия включать: посещение учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, промышленных и сельскохозяйственных предприятий (организаций) региона; встречи с представителями учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, промышленных и сельскохозяйственных предприятий (организаций) региона в учреждении общего среднего образования; встречи со специалистами, добившимися высоких результатов в своей профессиональной деятельности (встречи могут быть организованы как на базе предприятия (организации), так и на базе учреждения общего среднего образования); организацию мероприятий, посвященных профессиональным праздникам, с привлечением организаций (предприятий) региона, работников учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, обучающихся учреждений общего среднего, специального образования и их родителей; использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе проведение on-line консультаций, конференций; профориентационную работу с законными представителями обучающихся; организацию для выпускников учреждений общего среднего образования проведение кинолекториев с показом кинофильмов о рабочих профессиях и др. Содержательное наполнение профориентационного мероприятия и непосредственное его проведение должно осуществляться представителями учреждений профессионального образования, предприятий (организаций)-заказчиков кадров. В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с учащимися учреждений общего среднего образования следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации и т.д.), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д. Для усиления профориентационной работы необходимо обеспечить простоту и доступность выхода на сайт конкретного учреждения образования для каждого желающего. На сайтах учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в рубриках «Абитуриенту (поступающему)», «Родителям» следует размещать подробную информацию профориентационной направленности: актуальность и престижность будущей профессии, материально-техническая база учреждения образования, условия организации производственного обучения в учреждении образования и на производстве, будущие места трудоустройства, условия труда, заработная плата выпускников, возможности карьерного роста, достижения выпускников (с приведением примеров, отзывов выпускников), наличие в учреждении образования условий для досуга учащихся (занятия спортом, художественной самодеятельностью и др.), примеры спортивных достижений учащихся, достижений в декоративно-прикладном, техническом и художественном творчестве, материальное обеспечение учащихся, условия проживания в общежитии. Таким образом, все этапы профориентации должны быть направлены на реализацию одной цели – формировать у учащегося стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях, перспективах своего профессионального пути. II. ДОПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с законодательством в сфере образования в учреждениях общего среднего образования может осуществляться профессиональная подготовка учащихся посредством реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) и допрофессиональной подготовки. С целью подготовки учащихся к выбору профессии, формирования допрофессиональных трудовых умений и навыков, возможного трудоустройства или продолжения образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования на протяжении учебного года с учащимися VIII-IX классов может проводиться допрофессиональная подготовка. В процессе допрофессиональной подготовки с учащимися VIII-IX классов целевыми ориентирами являются раскрытие нравственных основ выбора жизненного пути, знакомство обучающихся с конкретными видами трудовой деятельности, расширение круга представлений о труде взрослых, формирование успешного опыта практической деятельности и на этой основе мотивов стремления к успеху. Важнейшим направлением профориентационной работы на данной ступени является формирование престижа рабочих профессий, позитивного образа человека труда. С учащимися IX классов могут проводиться факультативные занятия «Мое профессиональное будущее» (в объеме 1 учебный час в неделю) за счет часов, выделяемых на проведение факультативных занятий. Министерством образования Республики Беларусь утверждена учебная программа факультативных занятий «Мое профессиональное будущее» (www.adu.by / Учителю / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования / Учебные программы факультативных занятий / Мое профессиональное будущее). Для проведения факультативных занятий «Мое профессиональное будущее» рекомендуется использовать: учебное пособие «Моё профессиональное будущее» для учащихся Х класса / Прощицкая Е.Н. – Минск, НИО, 2007; тетрадь для практических работ и самонаблюдения / Прощицкая Е.Н. – Минск: Зорны верасень, 2007. Допрофессиональная подготовка учащихся осуществляется в группах, которые формируются в соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования. Составы учебных групп, расписание учебных занятий утверждаются приказом руководителя учреждения образования, на базе которого осуществляется допрофессиональная подготовка. Допрофессиональная подготовка учащихся не предполагает присвоение квалификации рабочего (служащего). Образовательный процесс при организации допрофессиональной и профессиональной подготовки для учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования организуется в соответствии с учебными программами, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь в установленном законодательством Республики Беларусь порядке, которые размещены на Республиканском портале «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by). Учреждения образования могут разрабатывать дополнительные программы профессиональной подготовки и утверждать их в установленном порядке. Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется в учебных группах, наполняемость которых в соответствии с частью второй пункта 4 статьи 250 Кодекса Республики Беларусь об образовании не должна превышать 20 слушателей. При освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) используется учебно-программная документация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), которая определена пунктом 5 статьи 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании. Пунктами 60 и 207 Положения об учреждении общего среднего образования установлено, что при организации допрофессиональной и профессиональной подготовки используются часы, выделяемые для проведения факультативных занятий, в следующем количестве: не более 2 учебных часов в неделю для учащихся VIII классов; не более 4 учебных часов в неделю для учащихся IX классов; не более 6 учебных часов в неделю для учащихся X-XI (XII) классов. Целесообразно провести согласование на районном (городском) уровне учебных планов учреждений образования, реализующих образовательные программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), в которых обучаются учащиеся учреждений общего среднего образования данной территориальной единицы. При этом согласование на районном (городском) уровне вышеуказанных учебных планов учреждений образования означает, что отдел образования, спорта и туризма берет на себя ответственность за создание оптимальной, управляемой региональной модели непрерывной профессиональной подготовки учащихся. Количество и состав учреждений общего среднего образования, учащиеся которых проходят обучение на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, определяются управлением (отделом) образования местного исполнительного и распорядительного органа. При необходимости учредитель учреждений общего среднего образования может принять решение о перераспределении учебных часов факультативных занятий в пределах района (города), т.е. учебные часы факультативных занятий, не используемые в одном учреждении общего среднего образования, могут быть переданы в другое учреждение общего среднего образования. Количество групп учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования определяются по списочному составу учащихся (слушателей) на начало учебного года. В соответствии с пунктом 213 Положения об учреждении общего среднего образования формы итоговой аттестации и порядок оценки итогов учебной деятельности учащихся при освоении содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954 «Об отдельных вопросах дополнительного образования взрослых», Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2013 №135. Текущую и промежуточную аттестацию учащихся осуществляют педагогические работники, мастера производственного обучения учреждений профессионально-технического и общего среднего образования, которые преподают соответствующие учебные дисциплины, в том числе и производственное обучение. Принятие решения об организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования должно оптимально удовлетворять потребности учащихся в получении качественного образования, быть доступным в пределах района (города). Целесообразно проведение допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования осуществлять на договорных условиях. III. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ организации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического образования и среднего специального образования В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в части II инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2015/2016 учебном году» при организации и реализации допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего образования в учреждениях общего среднего, профессионально-технического образования и среднего специального образования следует также руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: 1. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23. 2. Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954. 3. Положение об учреждении профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.08.2011 № 216. 4. Правила проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.12.2013 № 135. 5. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38. 6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194 «О документах об образовании, приложениях к ним, золотой, серебряных медалях и документах об обучении». 7. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06.05.2013 № 38. 8. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (с изменениями и дополнениями от 29.07.2014 № 63 и от 25.11.2014 № 78). Перечисленные нормативные правовые акты размещены на Республиканском портале «Профессиональное образование» (www.ripo.unibel.by).