«Семён Ариевич Косберг – человек под грифом “секретно”»
Великий слуцкий конструктор появился на свет 14 октября 1903 года в Слуцке в семье кузнеца. Он был четвертым и старшим из сыновей. А всего в большой еврейской семье было девять детей. Семён рано приобщился к делу отца: «Дыхание огня мальчишка ощутил уже в детстве – отца знали в Слуцке как мастера-кузнеца…Всегда с закатанными рукавами, мокрый от пота, черный от сажи. Сыновья подрастали, а значит, становились помощниками отцу. Семён научился быстро и ловко орудовать захваченным в клещи раскалённым железом, и уже в детстве понял, что такое гордость человека, который честно выполнил свою работу».
С 16 лет работал в кузнице своего отца. Было это в месте, где и родился будущий конструктор. Именно отец привил Семёну любовь к технике. Он с детства приучал сыновей к труду. И когда Семён подрос, то сменил отца. Кузнец из него получился хороший. Как вспоминает сестра Семёна Фаина: «Кузнецу нужен молотобоец, нужно перекидывать уголь в горн и качать мехом воздух. И дети, а нас было девять в семье, подрастая, становились отцу помощниками. Старший, Семён, с раннего возраста приобщился к профессии кузнеца. Главное, что унаследовал от отца, - любовь к технике, ощущение своей работы как счастья, как творчества. В 1917–1919 годы учился в Слуцком коммерческом училище, а уже в 1922-1924 гг. получил среднее образование, посещая вечерние общеобразовательные курсы. Получал образование в самой старой школе Беларуси. Как замечает Р. В. Родченко: «У 20-я гады ў школе № 1 вучыўся С. А. Косберг – доктар тэхнічных навук, лаўрэат Ленінскай прэміі, Герой Сацыялістычнай Працы, відны спецыяліст у галіне авіяцыйных і ракетных рухавікоў.
В 1924 году Семёна Ариевича призвали в армию. Он был одним из лучших, но все же в школу красных командиров не пошел. Не было тяги к войне, но была к железу. Так, в 23 года Семён оказался на прядильно-ниточной фабрике им. Степана Халтурина в Ленинграде. Там Семён получил прозвище пророк за то, что мог сказать какой станок, в какой момент и по какой причине остановится. А когда ему надоело предсказывать неполадки, то решил модернизировать станок, и сделал так, что тот и производительность повысил и качество продукции улучшил. Директор фабрики, узнав, что лучший слесарь уходит в институт был в отчаянии. Но не отпустить он не мог, на собрании было принято решение о его учебе. Так Семён оказался сначала в Ленинградском политехническом институте, а когда открылся Московский авиационный институт, то сразу перевелся туда. Начиная с 1931 года и до своей трагической гибели, он – “секретный учёный”. Так Семён защищает диплом в знаменитом МАИ, где он был известен как студент, который имеет способности к творческой работе. В Центральном научно-исследовательском институте, куда Семён Ариевич был отправлен по распределению, быстро смогли оценить не только его светлый ум, но и золотые руки. Были моменты, когда молодые рабочие не могли освоить сложную деталь, и тогда он сам становился к станку. Он одинаково виртуозно работал и на фрезерном, и на токарном станке. Казалось, он может делать всё! Здесь у Семёна Ариевича и проявился талант изобретателя. В 1940 году 37-летний инженер был назначен заместителем начальника ОКБ при ЦИАМе (Центральном институте авиамотостроения). Главный “взлет” Семёна связан с Воронежем, где он проработал 19 лет и достиг своей космической высоты в ранге главного конструктора ракетных двигателей. Почти 25 лет С. А. Косберг возглавлял ОКБ. Для него были присущи: гражданственность, чувство причастности к делам Родины, ответственность, самостоятельность мышления, умение зажечь коллектив своим творческим зарядом. Много времени и внимания Семён Ариевич уделял подготовке научных кадров. Уже будучи доктором технических наук, он руководил группой аспирантов на кафедре двигателей политехнического института, имел ряд опубликованных научных работ и внедренных в жизнь изобретений. Семён Косберг – часть великой команды, которая подарила человечеству космос. В первый год Великой Отечественной войны опытно-конструкторское бюро завода № 33 вынуждено было разделиться на два отдельных предприятия. Одно из них было перенесено в г. Бердск Новосибирской области на завод № 296 НКАП. Уже с октября 1941 года предприятие стало самостоятельным и стало именоваться ОКБ-296. А главным конструктором был назначен Семён Ариевич Косберг. В военные годы Косберг работал над созданием и внедрением надежного агрегата для впрыска топлива в головки авиамоторов. Были усовершенствованы моторы самолетов конструкторов Лавочкина и Туполева. В конце 41-ого года, когда враг пробивался к Москве, Семёна Косберга и тридцать сотрудников его конструкторского бюро эвакуировали на восток. Там, в суровых сибирских условиях, в реальности на голом месте, всего за несколько месяцев Косберг сумел создать агрегаты непосредственного впрыска для поршневых бензиновых авиационных двигателей Швецова. По тем временам это была принципиально новая разработка, которая значительно улучшила качество двигателей, установленных на истребителях Ла-5 и Ла-7, которые дали преимущество в воздушных боях над лучшими немецкими истребителями “Фокс-Вульф-190” и “Мессершмитт-109”.
...
Новая машина С. А. Лавочкина с успехом участвовала в воздушных боях одного из величайших и крупных сражений Великой Отечественной войны – битве на Орловско-Курской дуге. Двигатели , оснащенные системой Косберга, значительно улучшили и лётно-технические параметры бомбардировщиков А. Н. Туполева. Изобретенная Косбергом еще в начале 1940-х гг. система непосредственного впрыска топлива делала авиадвигатель в несколько раз сильнее и экономичнее. Уже в сентябре 1942 года двигатель был поставлен на поток. Так авиация получила весомое преимущество в воздухе и именно благодаря разработке конструкторского бюро Косбрега. Не случайно на груди Семена Ариевича засияли два боевых ордена: Красной Звезды и Отечественной войны 1 степени.
По окончании войны в апреле 1946 года опытно-конструкторское бюро перебазировалось в г. Воронеж и стало именоваться опытно-конструкторское бюро-154 (ОКБ-154). В то время авиация уже вступала в реактивный век. Не отставало от времени и опытно-конструкторское бюро Косберга. 10 февраля 1958 г. произошла встреча С. А. Косберга и его соратника А. Д. Конопатова с С. П. Королёвым, положившая начало их сотрудничеству. Первые искусственные спутники Земли имели две ступени запуска. Двухступенчатая ракета-носитель Р-7 С. П. Королева успешно вывела на орбиту три первых искусственных спутника. Однако дальнейшее освоение космического пространства было невозможно без третьей ступени, которая должна была завершить разгон аппарата до 2-ой космической скорости. Для отправки ракеты с человеком и доставки на орбиту всех космических лабораторий требовалось три ступени. Королев поручил Косбергу создать космический двигатель, который сможет доставить ракету на Луну. Семён знал, что рискует, так как он был лучшим в авиамоторах. Уже спустя девять месяцев, 2 января 1959 года, после разговора с Косбергом команда Королева с замиранием следила за ракетой, несущей к ночному светилу спутник Луна-1. И, наконец, аппарат вырвался из поля притяжения Земли. Но всё же радоваться было еще рано. На Луну ракета не долетела, а прошла мимо в 6 км и превратилась в искусственный спутник Солнца. Но, позже, 12 сентября 1959 года спутник всё же долетел до Луны. Применение третьей ступени сделало возможным увеличить массу искусственного спутника Земли с 1400 до 4500 кг и впервые в мире обеспечить достижение второй космической скорости, что позволило осуществить полёты космического аппарата в сторону Луны, достичь поверхности нашего естественного спутника и сфотографировать его обратную сторону. Большой заслугой Семёна Ариевича было создание в опытно-конструкторском бюро современной испытательной базы с хорошо оснащенными огневыми стендами и экспериментальными лабораториями. Стала возможной разработка более мощных жидкостных реактивных двигателей для запусков многоместных космических кораблей “Восход” и “Союз”, высокоапогейных искусственных спутников Земли, лунных и межпланетных станций.
Итак, благодаря Семёну Косбергу был запущен первый пилотируемый космический корабль. Из воспоминаний журналистки Тамары Кутузовой: “12 апреля 1961 года. Оставались считанные минуты до старта Ю. Гагарина. Все в ожидании замерли… Ракета медленно поднялась и пошла. Пошла! Отрабатывали ступени ракеты, Гагарин о каждой передавал на землю. Конструкторы – разработчики поздравляли друг друга. Нарастало напряжение в ожидании включения последней ступени ракеты. Работает она в безвоздушном пространстве, от её включения зависит, выйдет ли корабль на орбиту или нет. Десятки людей смотрят на Косберга - главного конструктора. Косберг, маленький ростом, в ту минуту будто стал еще меньше… И вдруг озорной голос Гагарина с борта космического корабля: “Косберг сработал! Что тут было! Косбрег подпрыгнул, улыбаясь такой уставшей улыбкой”.
Первым человеком, который по возвращению Ю. Гагарина на землю получил первый автограф, был Семён Ариевич Косберг: «На газете “Волжская Коммуна”рядом с сообщением ТАСС первый космонавт Земли написал: “С. А. Косбергу за третью ступень. Гагарин”».
В декабре 1964 года Семён стал часто посещать Москву. Там он встречался с министром, главными конструкторами, пытаясь упрашивать, отстаивать и убеждать их в том, что категорически нельзя дробить министерство на части. И вот возвращаясь после одной из командировок из Москвы, Косберг попал в авиакатастрофу. Его автомобиль перевернулся. Прямо в палате Семён Ариевич первым делом собрал производственное совещание, вызвав к себе всех замов. Этим он ускорил твою смерть. Внезапно Косбергу стало хуже. Пять раз ученого выводили из состояния клинической смерти. На шестой раз он умер…». В день прощания с Косбергом в Доме обороны в Москве съехались все звезды отечественной авиации и космонавтики. Не была забыта память о таком великом человеке, как Косберг – его имя носит кратер на обратной стороне Луны, а также улица в его родном городе Слуцке. В городском краеведческом музее хранятся три объемные папки с документами о жизни и деятельности Семена Ариевича, а также некоторые его личные вещи».