Научно-практическая конференция «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся»
Конференция объединила педагогов, исследователей и представителей образовательных учреждений из различных областей Республики Беларусь, а также Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
В течение двух насыщенных дней участники обсуждали актуальные вопросы развития исследовательской и проектной деятельности учащихся, делились успешными практиками, новыми подходами и технологиями в образовании.
Конференция началась 24 апреля с торжественного открытия. Собравшихся участников тепло поприветствовали:
Дробеня Фёдор Валентинович, ректор Минского областного института развития образования, кандидат филологических наук;
Глаголева Юлия Игоревна, проректор по методической работе Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К.Д. Ушинского, кандидат педагогических наук, доцент;
Беляева Светлана Сергеевна, заместитель директора, руководитель центра развития профессионального образования и региональных проектов Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа, кандидат экономических наук;
Наумова Анна Владимировна, доцент кафедры теоретического и славянского языкознания филологического факультета Белорусского государственного университета, кандидат филологических наук.
Старкова Дарья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института иностранных языков Уральского государственного педагогического университета, открыла пленарное заседание докладом «Исследования в области межкультурного образования». Она подчеркнула роль межкультурной компетентности как важнейшего компонента современной образовательной среды, особенно в условиях глобализации и цифровизации.
О проектировании индивидуальной образовательной траектории ученика на основе диагностики способностей рассказал Нестеров Виктор Петрович, кандидат педагогических наук, профессор, старший преподаватель Регионального института развития образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Он представил подходы к выявлению способностей учащихся и на их основе – формированию персонализированных образовательных маршрутов.
Доклад Крыловой Ольги Николаевны, доктора педагогических наук, профессора кафедры естествонаучного и математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования имени К. Д. Ушинского, был посвящен особенностям организации проектной и исследовательской деятельности школьников. Она отметила, что именно такие формы работы способствуют развитию самостоятельности, критического мышления и устойчивой познавательной мотивации у учащихся.
Особый интерес вызвало международное выступление Лю Бао, преподавателя Института Конфуция Минского государственного лингвистического университета. В своем докладе он представил китайский опыт работы с одаренными детьми, акцентируя внимание на системности, ранней диагностике и комплексной поддержке талантов в образовательной системе Китая.
Пленарное заседание завершилось докладом Карчевской Надежды Валерьевны, заместителя директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 32 «Гимназия петербургской культуры». В центре ее выступления — практический кейс по построению индивидуальных образовательных маршрутов в условиях школьного образования, включающий систему наставничества и проектного обучения.
Заседание стало не только научным, но и практико-ориентированным пространством для обмена идеями, методиками и образовательными инициативами.
Особое внимание в рамках конференции было уделено диалоговым площадкам и панельной дискуссии. Участники в живом профессиональном общении рассмотрели такие темы, как:
проектная деятельность как инструмент развития креативности учащихся,
развитие исследовательских навыков у учащихся: опыт и практика,
работа с высокомотивированными учащимися: вызовы и возможности,
возможности цифровой среды и искусственного интеллекта в исследовательской и проектной деятельности,
педагогический диалог о школьных исследованиях.